Intekoufa.ru

Ремонт и стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 причин, почему хочется есть мел или глину

5 причин, почему хочется есть мел или глину

Тяга к необычной еде появляется не только у беременных женщин. Если сильно хочется мела, это может сигнализировать о наличии патологий. Рассмотрим подробнее причины возникновения подобных вкусовых пристрастий.

Ранее считалось, что мел — это остатки древних представителей животного мира. Но около 60 лет назад было доказано, что меловая горная порода имеет растительное происхождение. Это частички водорослей, которые могли выделять известь.

В составе природного вещества есть:

  • карбонат кальция — он составляет большую часть горного отложения (98%);
  • оксиды железа и других металлов;
  • карбонат магния.

Полезное ископаемое добывается в карьерах. Верхние срезы породы используются для изготовления строительных смесей, школьных мелков, а нижние — можно есть. В них нет мусора, вредных компонентов, которые могли попасть с почвы.

Если хочется поесть мела, то лучше его купить в специализированном интернет-магазине. Строительный или школьный мелок есть не рекомендуется, особенно беременным женщинам. В их составе присутствуют очень вредные для человека компоненты и красители.

Почему хочется есть мел

Когда очень хочется мела женщине или мужчине, следует сначала вычислить причину этого непреодолимого желания. Не всегда она безобидна. Нужно обратиться к доктору и пройти обследование, особенно это касается беременных женщин и кормящих мам.

Основные причины, при которых человеку хочется есть мелок:

  1. Анемия. Недостаточное количество в организме железа приводит к этому очень коварному заболеванию. Снижается уровень гемоглобина, человек становится вялым, бледным, на коже появляются трещины, слизистые оболочки постоянно сохнут, он не хочет есть. Человек, больной анемией, часто испытывает чувство усталости и раздражительности, ему не хочется ничего делать. Даже при небольших нагрузках у человека возникает повышенное сердцебиение. Чтобы выяснить, почему очень хочется кушать мел, нужно обратиться к врачу, который назначит общий или развернутый анализ крови. Анемия чаще встречается у женщин, особенно беременных. В тяжелых случаях она может стать причиной выкидыша или рождения больного ребенка.
  2. Недостаток кальция в организме. Он может не усваиваться в организме по двум причинам: при тяжелых патологиях печени и при недостаточном употреблении витаминов C, D, E. Недостаток Ca в организме человека становится причиной ломкости волос, расслоения ногтевых пластин, разрушения зубов, частых судорог. Когда хочется мела женщине или мужчине, сложно определить самостоятельно, чего не хватает в организме. Не следует заниматься самолечением, не зная, что повлекло появление тех или иных симптомов.
  3. Болезни щитовидной железы. Некоторые эндокринные нарушения провоцируют очень быстрое выведение кальция из организма, поэтому человеку хочется его восполнить и начинает есть природный минерал. Эта причина устраняется после лечения щитовидки.
  4. Беременность. Что делать, если хочется мела женщине в “интересном” положении? Сначала понадобится проконсультироваться у доктора. Причиной может быть нехватка кальция в организме женщины или простое изменение вкусовых пристрастий. Если сильно хочется, съедать 1-3 небольших кусочка можно, главное, чтобы мел был пищевым, а не техническим.
  5. Психологическая зависимость. Человек с психологическими проблемами иногда хочет что-то погрызть. Это его успокаивает. Такой человек может съесть даже один килограмм в день, что становится причиной различных заболеваний. Рекомендуется есть вместо мелка семена тыквы или подсолнечниками, ореховые смеси, фрукты. Можно попытаться отвлечься. Если зависимость побороть не удается, нужно обратиться к психологу для устранения причин зависимости.

Это основные причины, по которым человеку очень хочется есть мел. Но он может быть заменен продуктами, витаминными комплексами.

Чем заменить мел

Если причиной поедания мела стало заболевание печени, то следует исключить из рациона продукты, ухудшающие ее функционирование. Это острая, жирная, соленая, очень сладкая пища. Рекомендуется соблюдать диету №5.

При заболеваниях щитовидной железы очень важно пройти полное обследование и устранить причину плохого усвоения кальция организмом человека. После лечения желание съесть мелок пройдет самостоятельно.

Мы выяснили, почему хочется съесть мел при анемии — это недостаток железа в организме человека. В тяжелых случаях его восполняют медикаментозными препаратами, которые выписывает врач. Если анемия проявляется в незначительной степени у женщин и мужчин, то устранить ее причину можно, если есть пищу, богатую элементом Fe.

Самое большое количество железа содержится в следующих продуктах:

  • печень;
  • сухофрукты;
  • говяжьи мозги и почки, а также язык;
  • фрукты: абрикосы, яблоки, груши, сливы;
  • ягоды: черная смородина, крыжовник, клубника, брусника;
  • гранаты;
  • цитрусовые: лимоны, апельсины, мандарины;
  • яйца;
  • баранье, говяжье, свиное мясо.

При недостаточном количестве кальция в организме человека, восполнить его можно рыбой всех сортов, творогом, шпинатом, морской капустой, напитком из шиповника, твердым сыром, орехами, зеленью. Очень полезно есть также отруби, всевозможные крупы, любые кисломолочные продукты.

Если очень хочется мела беременной женщине, то это в большинстве случаев значит, что у нее острый дефицит кальция в организме, который активно уходит на построение скелета будущего ребенка. Врач может прописать специальные витаминно-минеральные комплексы, которые очень полезны для женщины. Часто назначают глюконат кальция, который на вкус практически ничем не отличается от обычного кускового мела.

Есть много таблеток нельзя, чтобы не навредить плоду и организму женщины в целом. Для улучшения состояния зубов, можно жевать глюконат кальция, но не проглатывать, даже если хочется это сделать. Назначить аптечный препарат могут не только беременной женщине, но и обычному человеку, которому очень хочется есть мел неизвестно почему.

Иногда врачи не находят вообще никаких отклонений в организме у человека, который постоянно очень хочет съесть мел. Это индивидуальная особенность организма. При желании можно заменять природное средство таблетками глюконата кальция. Но можно купить натуральный кусковой мел на нашем сайте, и есть понемногу каждый день.

Какого витамина не хватает в организме человека, если хочется мела? Причина желания не в витаминах, а в дефиците кальция в организме у женщин или мужчин. Они просто помогают микроэлементу лучше усвоиться в организме. Поэтому нужно есть в первую очередь продукты, богатые Ca. Во многих из них есть и необходимые витамины (C, D, E). Очень полезен, как для женщин, так и для мужчин, рыбий жир или витамин Е в капсулах.

Чем опасен переизбыток мела в организме

Если есть мел в небольших количествах, то это никак не отразиться на здоровье человека, но если съесть его очень много, возможны следующие проблемы:

  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта (запоры, изжоги и др.);
  • отложение кальцинатов в органах (легких, почках, печени) человека, из них впоследствии образуются трудновыводимые конкременты;
  • развитие сахарного диабета из-за нарушения работы поджелудочной железы;
  • кальцинирование плаценты у беременных женщин, причиной этого явления также может быть сильный стресс;
  • сужение просвета сосудов из-за покрытия изнутри известковым налетом.
Читайте так же:
Появились трещины после штукатурки ротбандом

Нужно понимать, что не стоит очень злоупотреблять природным компонентом, даже если это очень вкусно и постоянно хочется съесть кусочек, чтобы избежать в будущем проблем со здоровьем. Особенно нужно быть осторожными беременным женщинам.

Мы разобрали все причины, почему очень хочется есть мел. В ряде случаев, это может быть признаком серьезных заболеваний или патологического протекания беременности у женщин. Чтобы точно выяснить причины, нужно обратиться к врачу.

Бережем животик? Мамы, не бойтесь, малыш под защитой

Довольно часто мамы спрашивают у акушеров, насколько опасно спать на животе, удариться животиком, получить толчок локтем от сограждан в общественном транспорте. Не повредит ли это крохе? Врачи стараются успокоить: кроха под надежной защитой. Это не значит, что животик оберегать не надо совсем, но и чрезмерно паниковать и опасаться, что крохе может навредить малейшее воздействие, – не стоит. Малыш находится в околоплодных водах, которые надежно амортизируют все удары. Так что, большая часть тревог – это психологический фактор. Любая мама инстинктивно прикрывает животик, как бы оберегая кроху.

Крепкого вам сна

Довольно часто будущие мамы беспокоятся: в какой позе спать, чтобы не навредить крохе. Не переживайте и доверяйте своим ощущениям. В самом начале беременности матка не сильно увеличивается в размерах, ваш ребеночек – еще малышок-с-ноготок, поэтому ни маме, ни крохе сон на животе не мешает и не вредит. По мере того, как матка увеличивается в размерах, вы сами почувствуете, что лежать на животе становится неудобно и станете избегать этого положения. Кто-то еще несколько месяцев спит на спине, кто-то сразу переворачивается на бочок. Положение «на спине» также быстро становится неудобным, поскольку в нем на поздних сроках пережимается нижняя полая вена, и вы почувствуете дискомфорт.

В третьем триместре беременности, как правило, мама сама интуитивно приходит к выводу, что даже на боку просто так спать неудобно. Многие начинают подкладывать под животик валик из одеяла – и это совершенно нормально. Некоторым бывает удобно проложить валик и между ног – прислушайтесь к себе и спите в удобной позе. Все равно во сне человек меняет положение непроизвольно, так что задумываться о «правильности» позы для сна весьма наивно. Помните и о том, что матрац должен быть не жестким, иначе он будет доставлять вам мучения. Идеальный вариант – анатомические матрацы, которые принимают формы тела, но они довольно дороги. Откажитесь на время от жестких ортопедических кроватей, даже если раньше они вам помогали отдохнуть. Спите на более мягком.

Несчастный случай

Многие мамы опасаются ударов и падений, которые случаются довольно часто, ведь животик выступает на поздних сроках. В народе ходят мифы о том, что при падении может произойти прерывание беременности или отслойка плаценты, об этом же нас информируют популярные телесериалы, в которых героини теряют ребенка от одного случайного обморока. На самом деле, все совсем не так. Отслойка плаценты возникает при гестозах, прерывание беременности может наступить от механической травмы только если у мамы была угроза прерывания в тяжелой форме, при которой обычно проводят госпитализацию. В целом же даже в тяжелых автокатастрофах беременность довольно часто удается сохранить.

Одежка для пуза

Не меньше мифов и о том, как важно правильно одеваться. Многие мамы, раздеваясь и видя след резинки от трусиков на животе, уже опасаются, не нанесли ли они вред малышу. Да, действительно, в положении лучше одеваться в свободную одежду. В течение дня могут случиться отеки, да и просто полезнее и комфортнее ощущаешь себя без лишних резинок. Однако нанести вред крохе пояском на том месте, где раньше была талия, вряд ли возможно.

Некоторые мамы также интересуются, не вреден ли крохе бандаж, который часто рекомендуют носить после 23-24 недели. Разумеется, нет. Он создан для того, чтобы перераспределить нагрузку на позвоночник и избежать дискомфорта и боли, а также поддержать переднюю брюшную стенку, чтобы уменьшить давление на нижний сегмент матки. Бандаж особенно актуален для женщин с ослабленным прессом и для тех, кто рожает не первый раз и имеет растянутую брюшную стенку. Впрочем, при хорошем самочувствии спортивные мамочки прекрасно обходятся и без бандажа.

Как научить ребенка есть кусочками: от пюре к твердой пище

Первый этап прикорма – каши, овощные, фруктовые и мясные пюре, которые добавляются в рацион малыша с 4-6 месяцев жизни. Если вы успешно преодолели этот период и приучили ребенка к полужидкой мягкой пище, наступает второй важнейший этап – введение еды кусочками. Здесь у родителей возникает много сложностей: когда начинать этот переход, что можно, а что нельзя давать, как понять, что кроха готов жевать кусочки. Сегодня ответим на все эти вопросы и разберем частые ошибки при приучении малыша к твердой пище.

Когда учить ребенка есть кусочками

Друзья и родственники могут давать вам разные советы из своего опыта: одни пытались впихнуть малышу кусочек яблока или морковки уже в полугодовалом возрасте, а другие перебивали в блендере все продукты вплоть до 1-1,5 лет. Не слушайте советы непрофессионалов: в вопросах прикорма есть международные рекомендации ВОЗ, которыми руководствуются все педиатры.

  • с 8-9 месяцев ребенку нужно предлагать комочковую пищу – размер частичек в ней должен быть не более 5 мм;
  • с 10 месяцев разрешено пробовать кусочковую пищу с более крупными частицами продуктов – от 5 до 10 мм.

Второй момент, который играет роль во введении твердого прикорма – пищевой интерес. Если вы видите, что кроха активно следит за тем, что и как едят родители, тянет ручку к общему столу и пытается схватить кусочек с вашей тарелки, пришло время разнообразить его рацион.

Некоторые малыши высказывают желание попробовать что-то новое уже в возрасте 6-7 месяцев, и врачи не рекомендуют это запрещать. Ничего страшного не случится, если кроха подержит во рту и попробует «перемолоть» деснами мягкий кусочек (под вашим присмотром!), а вот строгий запрет может негативно повлиять на его интерес к новым продуктам в будущем.

Пищевой интерес у грудничка

Почему это важно

Приучить малыша к поеданию кусочковой пищи так же необходимо, как научить его сидеть, ходить и говорить. При плавном переходе с детского гомогенного питания ко «взрослому» столу происходят важные физиологические процессы:

  • тренируются жевательные мышцы и артикуляционный аппарат, что способствует своевременному и правильному развитию речи;
  • жевательные движения и массаж десен кусочковой пищей положительно влияют на прорезывание зубов;
  • в желудочно-кишечный тракт попадает негомогенная пища с волокнами, необходимая для становления пищеварения и нормализации стула;
  • органы чувств ребенка сталкиваются с большим разнообразием текстур, вкусов и ароматов – это обязательное условие для корректного развития психики.
Читайте так же:
Почему не высыхает штукатурка

7 способов, как научить ребенка есть кусочками

№1 – Откажитесь от блендера

Это совет для родителей, которые готовили овощные и фруктовые пюре самостоятельно. Если раньше вы все перебивали в блендере до гомогенной текстуры, то с 8 месяцев можно разминать хорошо сваренные продукты вилкой. На выходе получается достаточно однородное пюре с небольшими волокнами и крупинками, которое ребенок съест даже при отсутствии зубов.

В первое время малыш может отказываться от непривычной пищи, выталкивать ее языком и капризничать, поэтому родителям потребуются терпение и выдержка. Чтобы повысить шансы на успех, начните давать любимые продукты малыша, размятые вилкой, а вот мясо, которое многие детки едят без удовольствия, пока лучше перебивать и прятать в прикорме.

№2 – Разнообразьте текстуру привычной пищи

Интересный вариант постепенного приучения к твердой пище – подмешивание кусочков в привычную по текстуре детскую еду. Проще всего это сделать с кашей.

Поясним принцип на примере гречневой крупы. Если раньше вы давали малышу готовую кашу быстрого приготовления с однородной текстурой, то в 8 месяцев попробуйте добавить в порцию 1 чайную ложку сваренной гречки. На следующий день – уже 2 чайных ложки, и так далее. Проверенный способ помогает за 7-10 дней без сильных истерик приучить ребенка к комочковой пище.

№3 – Купите готовые каши с кусочками

Производители детского питания стараются облегчить жизнь родителям грудничков, поэтому в продаже вы найдете много вариантов еды для деток, которые учатся жевать. Обычно это каши с кусочками натуральных овощей и фруктов. У них 2 преимущества: во-первых, вам не придется тратить время на приготовление, а во-вторых, состав разработан с учетом потребностей ребенка этого возраста.

При покупке детского питания не забудьте проверить состав: там не должно быть сахара, подсластителей и синтетических вкусовых добавок. Конечно, сладкую кашу малыш будет есть с большей радостью, но приучать его к неполезной еде с раннего возраста не стоит.

№4 – Попробуйте педагогический прикорм

Прежде чем рассказывать об этом способе, нужно пояснить, что существует 2 вида прикорма: энергетический и педагогический. Первый необходим для поступления в детский организм белков, жиров, углеводов и микронутриентов в должных количествах. Основная цель второго – сформировать у крохи пищевой интерес и ускорить переход на прием твердой пищи.

Педагогический прикорм – это довольно просто. Когда вы садитесь за стол, возьмите малыша к себе на колени и не препятствуйте, если он хочет что-то взять руками с родительской тарелки. Скорее всего, ребенок не сможет прожевать и выплюнет еду, но это новый опыт, который нужен для нервно-психического развития.

Если планируете попробовать педагогический прикорм, готовьте для себя здоровые блюда с минимумом специй – такая пища полезна и взрослым.

№5 – Красиво оформляйте пищу

Деткам нравится рассматривать яркие цвета и необычные формы, поэтому из кусочков пищи можно попробовать составить «мозаику» или картинки на тарелке. Это вызовет любопытство у малыша, и он быстрее начнет пробовать «интересные» продукты. Купите красивые цветные тарелки с рисунками – ребенку захочется съесть пищу и посмотреть, какое изображение под ней скрыто.

№6 – Позвольте ребенку «кусочничать»

Максимально естественный способ перехода на кусочковую пищу – предложить ребенку выбирать самому. Приготовьте несколько видов овощей, фруктов, несладкого печенья или сушек и разложите все это на тарелочке перед малышом. Он сам решит, какой продукт нравится больше, возьмет его рукой и попробует на вкус. Конечно, на первых порах весь стол, а то и вся кухня, будут в кусочках еды, но придется потерпеть.Такой способ хорошо подходит для формирования пищевого интереса у грудничка.

Удерживая кусочки пищи в руке, ребенок развивает «пинцетный захват» – важный навык мелкой моторики.

№7 – Подавайте пример

Маленькие дети склонны к копированию поведения родителей, поэтому, перед тем, как предлагать твердый прикорм малышу, попробуйте его сами. Покажите мимикой, что вам нравится новое блюдо, похвалите его вкус. Скорее всего, малышу станет интересно, что вы едите, и он тоже захочет попробовать. Желательно совмещать кормление малыша с вашими приемами пищи, чтобы он приучился быстрее.

Что делать, если ребенок не хочет есть кусочками

При первых попытках перехода на «взрослую» пищу все детки капризничают, отказываются есть, выплевывают кусочки и устраивают истерики. Это типичный промежуточный этап, поскольку малышу сложно сразу перестроиться на новую текстуру продуктов. Родителям нужно быть к этому готовым и пережить непростое время, понимая, что приучить малыша к жеванию и поеданию твердой пищи – обязательное условие для правильного развития.

Если малыш в возрасте 8-9 месяцев категорически отказывается есть любые продукты, которые отличаются от консистенции пюре, у вас есть время немного подождать. Через неделю-две попробуйте снова предложить комочковую пищу – возможно, на этот раз привыкание пойдет лучше.

Если же ребенку 11-12 месяцев и больше, а он не ест ничего, кроме пюре, стоит задуматься. Возможно, у него не сформирован пищевой интерес, есть страх подавиться кусочками или слишком активный рвотный рефлекс. С этими вопросами родителям трудно разобраться без врачебной помощи, поэтому стоит посоветоваться с педиатром. Не затягивайте с визитом к доктору, ведь чем дольше вы откладываете, тем сложнее потом перейти с пюре на кусочковую пищу.

Ребенок отказывается от еды

Частые ошибки родителей при переходе на твёрдую пищу

Ждать появления зубов

Сроки прорезывания первых зубиков индивидуальны. Чаще они появляются к 7-8 месяцам, как раз к моменту введения твердого прикорма. Но иногда зубы лезут только к 10-11 месяцев, из-за чего родители откладывают переход на комочковую пищу.

Педиатры настаивают, что это неправильный подход. Мелкие и мягкие кусочки малыш способен пережевывать деснами. Не страшно, если часть еды он не сможет разжевать и выплюнет, главное – вовремя познакомить кроху с новыми текстурами продуктов.

Насильно впихивать в рот куски пищи

Даже в грудничковом возрасте кроха показывает свой характер, и, чем сильнее вы будете его заставлять съесть новую пищу, тем больше сопротивления получите в ответ. Насильственное кормление также негативно сказывается на пищевом интересе, поэтому в будущем у ребенка возможен страх перед едой, боязнь пробовать незнакомые блюда.

Читайте так же:
Почему щенок грызет штукатурку

Давать кусочки раньше 6 месяцев

Полгода – минимальный возраст, когда ребенок физиологически и психологически готов попробовать комочковую пищу. Если вы хотите попробовать приучить малыша к комочкам раньше 8 месяцев жизни, рекомендованных ВОЗ, это не запрещено, но вот начинать давать твердую пищу до 6 месяцев не стоит.

В раннем возрасте у ребенка сильный сосательный рефлекс, а также хорошо работает защитный рефлекс – при попадании в рот любого кусочка, малыш тут же попытается его вытолкнуть языком. Поэтому хороших результатов от попыток раньше времени перейти на пищу комочками вы не получите.

Давать малышу сладости

Использовать сладкое печенье, вафли и конфеты, чтобы научить малыша жевать – не лучшая тактика. Во-первых, вы слишком рано знакомите ребенка со сладким вкусом, и потом давать остальную еду будет намного сложнее. Во-вторых, избыток сахара негативно сказывается на состоянии первых молочных зубов и работе пищеварительного тракта.

Приучать к кусочкам нужно с помощью обычной пищи, где содержатся полезные компоненты. По сути, это те же продукты, которые малыш получал в пюреобразном виде, только теперь вы должны готовить их по-другому.

Предлагать твердый прикорм «под мультики»

Популярная уловка родителей – накормить малыша нелюбимым продуктом, пока он увлеченно следит за приключениями героев на экране телевизора. Это облегчает задачу мамы, но не вызывает интереса к пище у ребенка. Чтобы не создать себе проблемы в будущем, когда кроха наотрез откажется принимать пищу, пока вы не включите мультфильм, попытайтесь заинтересовать его едой.

Мнение напоследок

Переход на твердую пищу – непростой этап в жизни малыша, и еще более сложный для его родителей, но со временем все детки его успешно преодолевают. Повышенное внимание родителей и максимальное разнообразие предлагаемых малышу блюд – основные составляющие приучения к кусочковой пище. Наберитесь терпения, позвольте ребенку больше свободы в выборе еды, и позитивный результат не заставит себя долго ждать.

Советуем посмотреть видео с рекомендациями доктора Комаровского, как научить малыша жевать.

Родительство — самое радостное и сложное приключение в жизни. В Mums мы знаем о вас и готовы вам помочь. Когда вы ищете лучшее для своего ребенка, то не оставляете камня на камне, и мы тоже. Принятие правильных решений о том, что нужно ребенку, что он будет любить и ценить, когда вырастет, и что поможет ему реализовать свой безграничный потенциал — непростая задача. Мы здесь, чтобы дать вам инструменты для ее выполнения. Мы рады поделиться обзорами продуктов, пошаговыми советами по воспитанию детей и фантастическими идеями подарков на все случаи жизни. Мы стремимся дать вам все необходимое, чтобы вы могли сосредоточиться на радостях воспитания ребенка.

Вопрос-ответ. Что делать с жеванием и проглатыванием несъедобных предметов при аутизме?

chewing01

Нашему сыну 17 лет. У него диагностирован аутизм и задержка развития. В последнее время он начал жевать ворот рубашки, он также жует и иногда проглатывает колпачки от ручек, ластики, разного рода бумагу. Иногда я нахожу дома предметы со следами от его зубов. Почему это происходит?

На вопрос отвечает эрготерапевт Мойра Пена из реабилитационной детской больницы Холланд-Блорвью в Торонто, Канада.

Спасибо за ваш вопрос. Ваша семья далеко не одинока в этой проблеме. Жевание предметов может быть формой повторяющегося поведения при аутизме. Проглатывание несъедобных предметов называется «пика». Оба явления очень часто встречаются у людей с аутизмом.

Как эрготерапевт я часто работаю с семьями, где есть дети с этой опасной склонностью, так что я буду рада поделиться своим опытом. Ниже я кратко описываю некоторые общие стратегии по решению этой проблемы, но они не могут заменить работу с поведенческим аналитиком и/или эрготерапевтом, которые смогут разработать индивидуальный план коррекции для вашего ребенка.

Исключение медицинских проблем

В редких случаях пика может быть вызвана дефицитом питательных веществ. Пика также может быть вызвана серьезными медицинскими проблемами, такими как отравление свинцом. Очень важно, чтобы вы сообщили врачу о том, что ваш сын начал есть несъедобные предметы, и пройти медицинское обследование.

Ответ на вопрос «почему»

Любой план по работе с проблемным поведением начинается с детективного расследования возможной причины этого поведения. Давайте рассмотрим три возможных причины, по которым у вашего сына появилась эта новая привычка: попытка справиться с сильными эмоциями, получение сенсорной стимуляции и привлечение внимания.

Это может быть тревожность?

Мы знаем, что тревожность особенно часто встречается у детей и подростков с аутизмом. Некоторые исследования предполагают, что около 40% детей с аутизмом страдают от тревожного расстройства.

В моей практике я часто встречаю детей и подростков, которые начинают жевать несъедобные предметы, потому что им трудно справиться с чувством тревоги или раздражения. Вот некоторые вопросы, на которые нужно ответить, в идеале вместе с детским психологом, у которого есть опыт в области аутизма:

— Ваш сын чаще начинает жевать рубашку и другие предметы в тех ситуациях, которые связаны для него со стрессом? Например, когда нужно выходить из дома в школу или делать уроки?

— Он кажется расстроенным, когда жует посторонние предметы?

— В жизни вашего сына недавно происходили перемены, которые могли повысить общий уровень тревожности?

Это сенсорная стимуляция?

Сенсорные проблемы также очень часто встречаются, как у детей, так и у взрослых в спектре аутизма. Иногда это приводит к поиску определенных сенсорных ощущений, например, жеванию предметов или одежды.

В случае вашего сына на подобный сенсорный поиск могут указывать следующие признаки:

— ему трудно держать руки при себе

— ему трудно усидеть на месте (гиперактивность)

— его привлекают сильные запахи

— он постоянно ищет зрительную стимуляцию (может выражаться в радости от зрительной стимуляции, например, карусели, включенных вентиляторов или ярких огней)

Другой признак того, что поедание несъедобного может быть вызвано сенсорным поиском — это изменение настроения сына во время этого поведения. Он кажется скорее счастливым, чем тревожным, когда жует свою рубашку? Если да, то жевание является для него методом самоуспокоения.

Это привлечение внимания?

Я помню, как я работала с одной семьей, где подросток с аутизмом начал глотать большие батарейки. После ведения записей о поведении стало очевидно, что он делал это только в школе утром. Когда я обсудила это с мальчиком, он признался, что таким образом он пытался избежать школы и провести день в больнице, где рядом с ним будут родители.

Читайте так же:
Показать как делается декоративная штукатурка

У каждого из нас есть то или иное поведение для привлечения внимания других людей. Важно помнить, что в случае людей с нарушениями коммуникации — одного из основных симптомов аутизма — такое поведение выражает потребность в общении, которую они не могут удовлетворить иначе.

Что теперь? Стратегии по уменьшению жевания и проглатывания несъедобных предметов

Я не поведенческий терапевт, но мой опыт эрготерапевта говорит о том, что следующие общие стратегии могут быть полезны для семей, где ребенок жует и/или глотает неподходящие предметы:

Отслеживайте, когда это происходит

Это поможет определить, когда ваш ребенок с наибольшей вероятностью начнет жевать и/или глотать предметы. Это позволит вам эффективно предотвращать поведение, перенаправляя его на что-то другое.

Я рекомендую родителям начать вести дневник или протокол, записывая в него когда и где это произошло.

Вы можете использовать дневник для того, чтобы выявить факторы, провоцирующие это поведение. Например, это может быть фраза о том, что пора собираться в школу, или видимая усталость.

Определение того, с чем связано поведение, позволит вам изменить окружающую среду надлежащим образом. Например, если ваш сын жует одежду и другие предметы, когда надо собираться в школу, вы можете предотвратить это поведение, если отвлечете его любимой музыкой или игрой в этот момент. Такое переключение на что-то еще — очень важный инструмент в борьбе с вредными привычками и другим проблемным поведением.

Изменения в окружающей обстановке

Ваш сын ищет предметы для жевания в определенном месте, например, конкретном шкафу? Заприте его. А лучше переложите содержимое так, чтобы он его не видел и не мог достать.

Если вы считаете, что он начинает жевать предметы, когда скучает, постарайтесь оживить обстановку. Включите фоновую музыку или добавьте яркие плакаты и другие зрительные стимулы в комнату. С другой стороны, «слишком загруженная» комната может вызвать тревожность у некоторых людей с аутизмом. Если это относится к вашему сыну, то постарайтесь создать тихую, зрительно приглушенную обстановку.

По моему опыту, небольшие изменения в обстановке часто привлекают внимание, что уменьшает импульс заняться проблемным поведением. Поэкспериментируйте, чтобы понять, что эффективно для вашего ребенка.

Помощь ребенку в коммуникации

Что если вы подозреваете, что поведение вашего сына является способом привлечь ваше внимание? В случае, который я описывала выше, с проглатыванием батареек, мы разработали визуальное расписание на неделю. В нем мы запланировали регулярное «совместное» время с родителями, когда они вместе играли, гуляли и занимались чем-то вместе.

Попробуйте использовать изображение светофора в качестве визуального способа, с помощью которого ребенок сможет сообщить вам о растущем дискомфорте (желтый свет) или тревожной потребности что-то жевать или глотать (красный свет).

Для этого мальчика и его родителей мы также сделали изображение светофора, чтобы ему было проще сообщить о своих потребностях родителям конструктивным образом. Он научился показывать на красный свет, когда у него появлялось желание найти и проглотить батарейку. Это был сигнал, что его родителям нужно уделить несколько минут, чтобы заняться с ним чем-то, что его успокаивает. (Больше всего ему нравилось прыгать на батуте).

Еще лучше, когда мальчик указывал на желтый цвет в тех ситуациях, когда ему было дискомфортно. Тогда его родители могли заранее переключить его на любимое занятие или что-то еще.

Не так давно были разработаны портативные мониторы стресса, которые реагируют на повышенное сердцебиение и другие признаки. Это могут быть как бесплатные приложения для телефона, так и специальные устройства стоимостью в несколько сотен долларов. Они позволяют заранее предотвратить проблемное поведение, которое вызвано сильным стрессом, но не каждый ребенок или подросток согласится их носить.

Также полезно разработать систему наград за то, что ребенок воздерживается от проблемного поведения. В случае с мальчиком, который глотал батарейки, родители начали давать ему ежедневную награду в случае, если он этого не делал. Затем мы постепенно сделали положительное поощрение все более и более редким.

Работа с сенсорными потребностями

Эрготерапевты вроде меня подготовлены работать с детьми, у которых есть нарушения обработки сенсорной информации, в том числе жевание и глотание несъедобных предметов, связанное с сенсорными проблемами. Опять же, лучше всего индивидуальный подход, разработанный специалистом специально для вашего ребенка, но есть несколько следующих общих стратегий:

Сильно стимулирующая еда

Предложите вашему сыну различные продукты, которые обеспечивают наиболее сильную сенсорную стимуляцию во время жевания, например, они хрустят, их надо грызть или долго жевать. Это может быть свежая морковка, сушеные фрукты, батончики мюсли или лакричные палочки.

Другой способ получить уместную сенсорную стимуляцию в полости рта: предложите ему пить густые напитки через соломинку. Это может быть яблочное пюре, йогурт, молочный коктейль и так далее.

Сенсорные игрушки для жевания

Другой вариант — игрушки для жевания. Например, это могут быть специальные трубочки, палочки или кулоны для жевания. Они изготовлены таким образом, чтобы их нельзя было разгрызть или проглотить. Тем не менее, я рекомендую применять их только под наблюдением. Также я советую заказывать только игрушки американских или канадских производителей, так как в других странах могут использоваться небезопасные материалы и методы изготовления.

Подход «сенсорной диеты»

Мы нуждаемся в различных продуктах в нашем рационе, а человек в «сенсорном поиске» нуждается в двух или трех основательных «сенсорных блюдах», а также нескольких «сенсорных перекусах» в течение дня. Мы называем это «сенсорной диетой». Она включает различные сенсорные занятия, которые могут сбалансировать настроение и повысить внимательность.

Сенсорная диета может включать: лепку из пластилина, рисование пальцами, прыжки, бег и так далее. Найдите то, что нравится вашему ребенку.

Добавьте глубокое давление в сенсорную диету

Исследования показывают, что такая техника эрготерапии как глубокое давление (проприоцептивная стимуляция) оказывает успокоительное воздействие на разум и тело. Если жевание несъедобного связано с тревожностью, то глубокое давление в течение дня поможет ему сохранять спокойствие.

Некоторые варианты включают:

— прыжки на батуте (при соблюдении необходимых мер безопасности)

— стимуляция ротовой полости электрической щеткой

— занятия, во время которых нужно толкать, тянуть или что-то поднимать, например, борьба или перетягивание каната

Читайте так же:
Правила шпаклевки после штукатурки

В течение нескольких недель продолжайте вести дневник поведения вашего сына, чтобы понять, помогают ли какие-то из этих стратегий уменьшить жевание несъедобного.

Помните, что любое поведение может объясняться как поведенческими, так и сенсорными проблемами. В идеале, необходима совместная работа поведенческого аналитика и эрготерапевта, для развития междисциплинарного подхода к решению проблемы.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр "Фундаментальный"

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector