Intekoufa.ru

Ремонт и стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крушение вертолета ГПС: версии военных экспертов По следам катастрофы

Крушение вертолета ГПС: версии военных экспертов
По следам катастрофы

Известие о крушении военного вертолета Государственной пограничной службы Азербайджана, в результате которого погибли 14 военнослужащих ГПС, а еще 2 получили ранения различной степени тяжести, ввергло в шок азербайджанскую общественность. С другой стороны, не дождавшись результатов официального расследования причин катастрофы, некоторые любители конспирологии стали вбрасывать в соцсети самые нелепые версии причин падения вертолета, в том числе, «след зарубежных спецслужб». Однако, как сообщил начальник Государственной пограничной службы генерал-полковник Эльчин Гулиев, вертолет вылетел с Сангачальского аэродрома для участия в учениях и разбился при посадке в учебном центре «Гарагейбат».

Между тем, как уточнили источники Caliber.Az, по предварительной версии, вертолет ГПС рухнул на землю с высоты 150 метров из-за плохих погодных условий при заходе на посадку.

К сожалению, несмотря на развитие технологий, в том числе, в авиации, ужесточения правил безопасности полетов, крушения вертолетов в мире случаются довольно часто. В том числе, падают и военные вертолеты. И одной из главных причин катастроф становятся плохие погодные условия.

Крушения вертолетов в других странах

Ниже представляем подборку некоторых крушений вертолетов, которые произошли в последние годы, в том числе, в соседних с нами странах.

12 августа 2021 года на территории Камчатского края РФ упал вертолет Ми-8, на борту находилось 16 человек, из которых 8 погибли.

4 марта 2021 года военный вертолет Eurocopter AS532 Cougar ВВС Турции упал в провинции Битлис. В результате погибли 11 турецких военнослужащих. По предварительным данным, авария могла произойти из-за технической неисправности и плохих погодных условий.

4 августа 2018 года вертолет Ми-8 АМТ авиакомпании «ЮТэйр-Вертолетные услуги» потерпел крушение в Красноярском крае. Находившиеся на его борту три члена экипажа и 15 пассажиров погибли.

11 апреля 2018 года вертолет Ми-8 авиакомпании «Восток» упал на пустыре в Хабаровске и загорелся. В условиях плохой видимости он врезался в широковещательную вышку. На борту вертолета находились шесть человек, все они погибли.

7 марта 2018 года в Чечне потерпел крушение вертолет Ми-8 погрануправления. При заходе на посадочную площадку, находящуюся в горной местности, он задел лопастями землю, перевернулся и упал в ущелье. На его борту находились семь человек. Из них шестеро погибли, одного пострадавшего эвакуировали с места происшествия с тяжелыми травмами.

Только в одной России с 2018 по 2021 годы произошло свыше 30 аварий и крушений вертолетов Ми-8.

Это лишь неполная подборка крушений вертолетов, однако она наглядно демонстрирует, что подобные трагические случае – отнюдь не редкость как в гражданской, так и военной вертолетной авиации.

Экспертное мнение

По мнению грузинского военного эксперта, доктора политических и военных наук Вахтанга Маисая, причины аварии могут быть разные.

«Во-первых, это человеческий фактор, так скажем, фактор пилотов. Во-вторых, это климатические условия, особенно туманная и ветренная погода, например, если не смогли во время подогреть винты. В-третьих, возможные технические неисправности данного борта, выслуга лет и т.д. В любом случае, точку поставит следствие.

Со своей стороны, выражаю глубокие соболезнование азербайджанскому народу в связи с крушением вертолета Госпогранслужбы и гибелью людей», — сказал В. Маисая.

Украинский военный эксперт Алексей Арестович: «Полеты в горах, тем более в такое время года, как сейчас — поздняя осень, туман, резкая перемена погоды, это в принципе очень опасны. И даже без боевых причин и без возможности диверсии достаточно причин для крушения, начиная от погоды и заканчивая техническими факторами. Вертолет разбивается по многим причинам, но все они укладываются в 5 основных групп: техническая неисправность, ошибка пилота, диверсия, погодные условия, обстрел с земли или сочетание этих фактов. Думаю, что следствие установит настоящую причину. Но упасть вертолету, который идет на посадку — это сложная история, тут должна быть очень серьезная техническая неисправность».

Читайте так же:
Технология изготовления красного кирпич

Украинский военный эксперт Олег Жданов: «Версий крушения может быть две. Первая -ошибка пилота. Вторая — техническая неисправность. Ошибка пилота может быть вызвана либо полной загрузкой вертолета — 14 человек на борту плюс экипаж, либо погодными условиями. А техническая неисправность может быть вызвана возрастом самого вертолета. Усталость металла могла сказаться и произошла критическая поломка в ходе выполнения полета. Может быть и диверсия, если кто-то специально вывел из строя систему управления вертолета. Но точный ответ может дать только экспертиза и расшифровка черных ящиков».

Между тем, легендарный боевой пилот, один из создателей военной вертолетной авиации Азербайджана подполковник Алексей Шварев считает, что версий крушения может быть несколько.

«По своей сути, вертолет Ми-8, а тем более, Ми-8МТ, уникальный и соответствует многим параметрам. Это надежный и хороший борт. Но опасность может представлять вертолету сильный боковой ветер, да и то, при посадке. На крушение Ми-8 могут повлиять и следующие факторы: глобальный отказ гидравлической системы, когда клинит все управление, а также отказ двух двигателей, или, пожар в них. Может влиять и человеческий фактор. Но я лично не верю в ошибку экипажа – там были опытные пилоты, тем более, среди них был и мой друг, один из моих самых талантливых учеников полковник Физули Джавадов.

Если в двигатель попадает инородное тело, например, крупная птица, то возникает помпаж и машина может рухнуть. Возможно, произошел отказ двигателя, ребята начали сажать машину и при сильном боковом ветре не успели развернуть вертолет. Может быть, возникла нештатная ситуация на борту, пилоты приняли решение об аварийной посадке и чисто физически не смогли развернуть машину при сильном боковом или попутном ветре. Каким бы ты ни был асом, посадить машину с отказавшим двигателем и при сильном ветре очень и очень трудно», — сказал А. Шварев.

При этом он обратил внимание на то, что на его памяти лишь один раз – в ноябре 1991 года – в одном вертолете могли находиться сразу столько боевых и опытных людей и военнослужащих.

«20 ноября 1991 года в небе над Гаракендом потерпел крушение вертолет с высшими лицами азербайджанского государства. Но тогда он был сбит армянами. Поэтому я не совсем понимаю, почему сразу столько опытных офицеров находилось в одном вертолете», — сказал А. Шварев.

Конечно, можно понять тех, кто, находясь под сильным эмоциональным воздействием, поддается влиянию различных версий крушения вертолета Госпогранслужбы. Однако, считаем важным дождаться итогов расследования, тем более, что по факту уже возбуждено уголовное дело, а его ход взят на особый контроль руководства страны и правоохранительных органов.

Самые известные случаи крушения вертолетов с участием VIP-персон в России

7 февраля при крушении вертолета Bell 407 под Казанью погиб зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрат Хайруллин. О других катастрофах — в справке “Ъ”.

28 апреля 2002 года при падении Ми-8АМТ в Красноярском крае погиб глава региона Александр Лебедь . Вертолет зацепился за опору ЛЭП. Выживших летчиков обвинили в нарушении правил безопасности полетов. Командир получил четыре года колонии, второй пилот осужден условно.

Читайте так же:
Чем заложить балкон кирпичом

20 августа 2003 года при крушении Ми-8 на Сахалине погибли губернатор области Игорь Фархутдинов и еще 19 человек. Вертолет отклонился от курса в сложных метеоусловиях и врезался в сопку. По итогам проверок были аннулированы сертификаты трех из пяти камчатских авиапредприятий, закрыт аэропорт Халактырка.

13 сентября 2006 года в Кемеровской области на вертолете MD-600 разбились гендиректор угольной компании «Южкузбассуголь» Владимир Лаврик , два телохранителя и пилот. Причиной аварии стал отказ двигателя.

28 июля 2007 года в Воткинское водохранилище в Удмуртии упал Robinson R-44, на борту которого находились глава фракции «Единой России» в госсовете Удмуртии Данила Белоголовкин и член госсовета Алексей Титов . Вертолет зацепился лопастями за провода ЛЭП. Уголовное дело по факту полета на недопустимо низкой высоте было прекращено по причине смерти пилота авиатранспорта.

9 января 2009 года в Горном Алтае в результате столкновения Ми-171 с горой погибли полпред президента в Госдуме Александр Косопкин и еще шесть человек. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пришел к выводу, что погибшие пилоты нарушили «правила безопасности и эксплуатации» воздушного судна. Дело по факту незаконной охоты было закрыто в декабре 2011 году из-за истечения срока давности.

10 мая 2009 года в Иркутской области разбился вертолет Bell 407, на котором губернатор региона Игорь Есиповский возвращался с охоты на медведя. Причиной катастрофы стала «неподготовленность» пилота, дело закрыли в связи с его смертью.

14 сентября 2013 года в Тверской области разбился вертолет Agusta 119, погибли пилот и начальник организационно-административного управления Рослесхоза Сергей Медведев . Причиной крушения назывались плохие погодные условия.

2 июня 2014 года в Мурманской области при крушении вертолета Ми-8 погибли 16 человек, в том числе замглавы региона Сергей Скоморох и глава компании «Апатит» Алексей Григорьев . Причиной трагедии стали ошибки экипажа. Уголовное дело в отношении пилотов вертолета было прекращено в связи с их смертью. Топ-менеджеры авиакомпании «Спарк авиа», которой принадлежал вертолет, получили два года условно, но были освобождены от наказания по амнистии.

19 сентября 2014 года в Санкт-Петербурге в залив упал частный вертолет SA 341 Gazelle, в котором находился директор компании «Глобал» Алексей Афонченков . По версии следствия, причиной катастрофы стала ошибка пилота, который летел слишком низко над поверхностью воды.

12 февраля 2017 года на Алтае на Телецком озере разбился вертолет Robinson R-66, на борту которого находился бывший зампред правительства Республики Алтай, местный предприниматель Анатолий Банных и еще четыре человека. По данным МАК, вертолет не имел права взлетать в темное время суток при штормовом предупреждении.

3 октября 2018 года в катастрофе вертолета AS 350 B3 в Костромской области погиб заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян . Сообщалось, что находившийся в отпуске господин Карапетян вместе с товарищами направлялся на охоту. В условиях плохой видимости пилот вертолета не справился с управлением, и машина упала на землю.

Вертолёт Ми-28 потерпел крушение на авиашоу под Рязанью, один из пилотов погиб

Вертолёт Ми-28 пилотажной группы «Беркуты» потерпел крушение во время тренировочно-показательного полёта на авиашоу «Авиамикс» на полигоне Дубровичи в Рязанской области. Эксклюзивные кадры того, как развивались события, смогли снять журналисты видеоагентства RUPTLY.

В Министерстве обороны РФ сообщили о гибели одного из пилотов, добавив, что состояние второго удовлетворительное.

По информации, предоставленной в Управлении пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, лучшие специалисты-травматологи Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского выехали в Рязань для проведения медико-консультативной помощи и определения возможности транспортировки в Москву штурмана потерпевшего катастрофу вертолёта.

Читайте так же:
Самый прочный огнеупорный кирпич

«Выжившему в авиакатастрофе лётчику оказывается вся необходимая медицинская помощь. По результатам первичного обследования, у него диагностированы сотрясение головного мозга, компрессионный ушиб шейных позвонков», — сообщили в ведомстве.

Там также уточнили, что вертолёт Ми-28 во время исполнения фигуры высшего пилотажа вошёл в плоский штопор и совершил жёсткую посадку.

Как сообщает с места событий корреспондент RT Семен Сендеров, по словам ведущего авиашоу, данный номер был самым сложным, поэтому зрители не удивились, когда вертолёт оказался близко к земле. Но внезапно машина столкнулась с землёй и загорелась. Помощь оказали очень быстро, но второй пилот покинуть вертолёт не успел, уточнил корреспондент.

«Мы работали на шоу «Авиамикс», когда произошло это трагическое событие. Российские пилоты совершали один из самых сложных элементов высшего пилотажа. Как рассказал зрителям ведущий, в завершении программы будет самый сложный трюк. Всего было шесть вертолётов, они разделились, вроде бы всё шло по плану, зрители аплодировали. В какой-то момент один вертолёт начал крутиться и стремительно падать вниз. Сначала подумали, что это был один из рискованных трюков, но машина столкнулась с землёй. В толпе раздались крики, некоторые люди заплакали, среди зрителей было много детей. К месту тут же направились пожарные, «скорая помощь». Одного из пилотов спасатели смогли достать из разрушенной машины лишь после того, как был потушен пожар», — рассказал корреспондент RT.

По предварительным данным, причиной крушения стал отказ техники.

«Сегодня при выполнении тренировочного полёта пилотажной группы «Беркуты» в момент роспуска на вертолете Ми-28 произошёл отказ системы управления, сработала сигнализация об отказе второй гидросистемы и сработала речевая информация — «Отказ гидросистемы», — сказал главком ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.

Он подчеркнул, что пилоты до последнего момента пытались спасти машину.

«Лётный состав боролся за жизнь вертолёта до конца. При ударе о землю командир экипажа, к сожалению, погиб, второй пилот жив. Со слов второго пилота, катастрофа произошла из-за отказа авиационной техники. Полеты на Ми-28 мною приостановлены. Комиссия под моим руководством работает до выяснения причин катастрофы», — сказал Бондарев.

В Минобороны РФ сообщили, что все полёты выполнялись в соответствии с требованиями безопасности.

«Все демонстрационные полёты, проходившие сегодня в рамках программы «Авиамикс» на полигоне Дубровичи в Рязанской области, где совершил жёсткую посадку вертолёт Ми-28, выполнялись в строгом соответствии с требованиями безопасности», — говорится в сообщении оборонного ведомства.

Полёты пилотажных групп проходили на безопасном расстоянии от зрительских трибун, поэтому риски для зрителей исключены, подчеркнули в пресс-службе.

«Ночной охотник»

Как сообщает РИА Новости, боевой вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» является ударным вертолётом, предназначенным для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.

Машина была спроектирована Московским вертолётным заводом им. М.Л. Миля.

Первый полёт состоялся 14 ноября 1996 года. Заводские лётные испытания Ми-28Н начались 30 апреля 1997 года, а закончились в 2001 году. Вертолёт способен действовать днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях, что нашло отражение в его названии.

«Увидел воду, и раздался удар»: почему на Камчатке разбился вертолет Ми-8 с туристами

«Увидел воду, и раздался удар»: почему на Камчатке разбился вертолет Ми-8 с туристами

В Камчатском крае в четверг, 12 августа, потерпел крушение вертолет Ми-8. Из 13 пассажиров и трех членов экипажа, находившихся на борту, погибли восемь. Последняя информация о трагедии и версии случившегося — в материале «Вечерней Москвы».

Удар о воду

Вертолет выполнял туристический рейс с отдыхающими из Москвы и Санкт-Петербурга по маршруту поселок Николаевка — озеро Курильское — вулкан Ксудач — Ходуткинские горячие источники. Продолжительность такой экскурсии с двумя остановками составляет шесть часов. Рядом с вулканом Ксудач посадка осуществляется только по решению экипажа, если позволяют погодные условия. Цена билета на перелет составляла от 38 до 46 тысяч рублей.

Читайте так же:
Чем можно распилить кирпич вдоль

Авиакатастрофа произошла, когда вертолет заходил на посадку в первом пункте маршрута. По воспоминаниям выживших пассажиров, о внештатной ситуации никто не сообщал.

— Началось снижение для посадки сквозь облако тумана. Туман был в виде молока, довольно плотный и густой. Просто началось плавное снижение на нормальных оборотах двигателя, закончившееся ударом о воду. После чего пошел крен на нос, мгновенно затопило борт, я увидел щель в задней рампе, открывшейся с помощью воды, и оттуда выплыли те, кто находился в задней части салона, — приводит Baza слова уцелевшего пассажира Георгия Кованцева.

«Меня подняло наверх»

Другой выживший пассажир — Виктор Стрелкин из Санкт-Петербурга — большую часть поездки спал. Мужчина понял, что что-то случилось, только тогда, когда вода хлынула ему в лицо. Проснувшись, по его словам, он не успел отстегнуть рядом сидящего пассажира — сына друга.

— Я отстегнул себя, меня подняло сразу наверх, где был какой-то кусок воздуха. Я успел вдохнуть, и все вокруг заполнилось водой. Куда-то нырять вниз? Вообще было непонятно. Я сидел на первом ряду, дверь в кабину пилотов была распахнута. Там был свет, фонарь был разбит. Меня что-то туда вытолкнуло. По моим ощущениям, глубина была уже 8–9 метров, — рассказал мужчина пресс-службе правительства Камчатского края.

Сам он занимается фридайвингом, и это помогло ему даже в сонном состоянии быстро сориентироваться. При всплытии видимость оказалась примерно 20 метров. Густой туман сохранялся и на поверхности воды, в которой барахтались те, кто также смог спастись.

Помощь, по словам Стрелкина, подоспела быстро — через пять минут людей уже подбирали две лодки. Сначала из воды вытащили пассажиров, а затем к группе прибились второй пилот, который смог выбраться сам, и бортмеханик в тяжелом состоянии с многочисленными переломами. Командира воздушного судна спасти не удалось — он ушел на дно озера вместе с вертолетом.

Чудесное спасение

Также на борту находился известный телеведущий Николай Коржаневский. Ему тоже удалось спастись. На своей странице в Facebook он написал, что сейчас «в полном порядке» и «ему очень повезло».

— Мы долетели за час до озера Курильское. Не видно было ничего, мы потеряли прилично высоту. Но снижение было контролируемым до последней минуты. Потом я буквально в трех метрах от себя увидел воду, и раздался удар. Я быстро сориентировался, отстегнул ремни и вышел через грузовой отсек, — сказал мужчина в интервью телеканалу «Россия 24».

Само спасение он называет чудесным. Катера подоспели очень быстро, порой глуша моторы и ориентируясь на крики. Вместе с тем Корженевский не понимает, почему в таких условиях КВС принял решение садиться, ведь картина перед глазами пассажиров и экипажа была примерно одной и той же — нулевая видимость.

Сложный регион

В причинах такого действия будут разбираться следователи и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Возбуждено уголовное дело. Как считает авиационный эксперт, полковник запаса Евгений Матвеев, летавший на вертолетах Ми-8, о стопроцентной вине командира воздушного судна в трагедии пока говорить рано.

— Камчатка — очень сложный регион в плане рельефа. Природно-климатические условия там тоже очень сложные. В туман, когда ничего не видно, сложная ориентация в пространственном положении ставит перед пилотом сложные задачи, и не всегда они могут с ними справиться. Я не могу однозначно сказать, что в этом вина летчиков, но если почитать дальневосточную прессу, то у КВС уже был инцидент, связанный с аварией, — пояснил специалист в беседе с «Вечерней Москвой».

Читайте так же:
Размер кирпича его плотность

Говорить о технической неисправности или конструктивных недостатках вертолета тоже преждевременно, поскольку до конца неизвестно, какие приборы там стояли и как они работали, уточняет он. В то же время, констатировал Матвеев, летчики привыкли летать в простых метеоусловиях. Известно, что вертолет проходил ремонт в 2020 году.

На случай армагеддона: зачем в России строить новые самолеты «Судного дня»

— У нас основной причиной аварийности вертолетов является потеря пространственного положения. Летит вертолет в простых условиях, потом они усложняются резко, и надо переключиться на приборы. Здесь нужен опыт полета по приборам. Насколько человек готов и насколько приборы соответствуют взаимодействию пилота и машины — в этом и лежит разгадка. Но мое мнение — это не чисто пилот виноват, а проблема взаимодействия человека с техникой при определении пространственного положения. Таких катастроф, к сожалению, много, — добавил собеседник «ВМ».

Потеря ориентации за 56 секунд

Чтобы избегать подобных происшествий, говорит вертолетчик, нужно активно тренироваться, ставить на воздушные суда нормальное приборное оборудование с обратной индикацией. Камчатка — сложный регион в плане пилотирования, и ошибку может допустить даже опытный летчик.

— Любой летчик может допустить ошибку. Потеря пространственного положения наступает через 56 секунд. У самого хорошего летчика в жизни это происходило, просто это не заканчивалось трагедией. Но он потерялся и нашелся. Здесь же выводы делать рано, — убежден Матвеев.

Традиционно в контексте авиакатастроф различные спикеры и журналисты обращают внимание на возраст техники.

Ми-8Т — рабочая лошадка

В данном случае вертолет был далеко не новым. Он был выпущен на Улан-Удэнском авиационном заводе 14 декабря 1984 года в модификации Ми-8Т — одной из самых распространенных в данном типе. За 36 лет своей эксплуатации им владели 235-й отдельный правительственный авиаотряд, управление гражданской авиации Центральных районов Министерства гражданской авиации СССР. Во времена современной России вертолет принадлежал «Камчатским авиалиниям» и компании «Витязь-Аэро», где свой путь и закончил.

— У нас 70 процентов налета в России в гражданской авиации на Ми-8Т. Это старая рабочая лошадка. С учетом экономического положения не факт, что разбившуюся машину после ремонта оснастили современным оборудованием. Раз мы летаем на таких вертолетах из прошлого поколения, они хорошие, спору нет, но время идет вперед — люди меняются, поколения меняются, пилоты меняются, операции взаимодействия с техникой меняются, — пояснил Матвеев.

Эксперт подчеркнул, что на Камчатке произошла тяжелая, сумасшедшая трагедия, тем более в ней погиб ребенок. Это недопустимо, тем более на туристическом рейсе, где должны быть соблюдены абсолютно все меры безопасности. Но, к сожалению, подобное происходит в нашей стране чуть ли не каждый год, заключил специалист.

Вертолет Ми-8, упавший в озеро Курильское, сейчас лежит на глубине более 100 метров. У спасателей пока нет возможности подобраться к нему и достать тела погибших. Однако в ближайшее время на место ЧП привезут необходимое оборудование. Жизни восьми спасшихся пассажиров и членов экипажа ничего не угрожает.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector