Intekoufa.ru

Ремонт и стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сместившееся в древности русло Нила освободило место под Карнакский храмовый комплекс

Сместившееся в древности русло Нила освободило место под Карнакский храмовый комплекс

С помощью геоархеологических исследований ученые реконструировали ранние стадии существования важнейшего религиозно-политического центра Древнего Египта — Карнакского храмового комплекса. История его возникновения и развития оказалась тесно связана со смещением нильского русла к западу. По мере того как река освобождала новые участки, небольшое поселение, возникшее на одном из островов, расширялось и при правителях XI династии, начавших здесь монументальное храмовое строительство, превратилось в главную часть новой столицы Египта — города Фивы. О результатах исследований сообщает статья в журнале Antiquity.

Современный Карнак — это небольшой городок в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, лежащий примерно на 2,5 километра севернее Луксора. В древности здесь располагался крупнейший храмовый комплекс — Ипет-Исут («Совершеннейшее место»), — главную роль в котором играл культ Амона-Ра, а также действовали святилища некоторых других божеств. Карнакское святилище, сделавшись частью непрерывно растущего города Фивы, расширялось на протяжении многих веков, с конца III тысячелетия до нашей эры (рождение Среднего царства) и вплоть до завершения Птолемеевской эпохи в I веке до нашей эры. Почти все это время оно было средоточием главного государственного религиозного культа и центром политической консолидации страны.

Расположение Карнака на карте Египта

Guillaume Charloux et al. / Antiquity, 2021

Поскольку Карнакский комплекс многократно обновлялся и дополнялся новыми храмами, от первоначальной застройки, которая существовала здесь в последние века III тысячелетия до нашей эры, мало что сохранилось. Самое древнее сакральное сооружение на территории Карнака предположительно было воздвигнуто фиванским правителем XI династии Иниотефом (Интефом, или Антефом) II — дедом основателя Среднего царства Ментухотепа II, объединившего страну после кризиса Первого переходного периода. От него в восточной части комплекса сохранился лишь фрагмент восьмиугольной колонны из песчаника с упоминанием бога Амона. Эта постройка датируется приблизительно первой половиной XXI века до нашей эры.

По-видимому, уже в ранний период своего существования в религиозных представлениях египтян район Карнака был связан с сакральным пространством западного берега Нила, так как находился прямо напротив скалистой долины Дейр-эль-Бахри, с глубокой древности служившей местом почитания Хатхор — одной из ипостасей Богини-матери. В середине XXI века до нашей эры в Дейр-эль-Бахри воздвиг свой заупокойный храм Ментухотеп II, а шестью столетиями позднее его примеру последовали фараоны XVIII династии Хатшепсут и Тутмос III. Главная часть комплекса в Карнаке — святилище Амона-Ра — возникло еще в эпоху Среднего царства при Сенусерте I (XX век до нашей эры) и изначально стояло на оси, проходящей через центр священной долины, расположенной по другую сторону реки. Но самые древние храмы, по-видимому, были посвящены другим местным божествам, почитавшимся задолго до Амона, — Мут (еще одному проявлению Богини-матери) и Монту — связанному с солнечным культом богу войны.

Карнакский храмовый комплекс и окружающие археологические памятники

Guillaume Charloux et al. / Antiquity, 2021

Следы небольшого поселения, с которым, возможно, были связаны эти первые святилища, археологи идентифицировали на холме к югу — юго-востоку от храма Амона-Ра, рядом со священным озером. Это поселение существовало уже в XXIII–XXII веках до нашей эры, во время Первого переходного периода, и, возможно, в конце эпохи Древнего царства. Геофизические исследования и анализ фрагментов керамики, обнаруженных в отобранных при бурении кернах, показали, что заселенный холм в это время, по-видимому, представлял собой остров, как и некоторые другие участки Карнакского комплекса, например в районе храма Опет на юго-западе.

Карта раскопок, выявивших на территории Карнакского комплекса памятники эпохи Первого переходного периода и раннего Среднего царства. Красный ― раскопки, проводившиеся после 2000 года; желтый ― раскопки 1970–2000 годов; зеленый ― раскопки до 1970 года

Guillaume Charloux et al. / Antiquity, 2021

Комплексные геоархеологические раскопки, предпринятые группой французских и египетских ученых во главе с Гийомом Шарлу (Guillaume Charloux) из Национального центра научных исследований во Франции, помогли установить, когда и как началось расширение Карнака, и сопоставить этот процесс с ходом исторических событий. Исследования проводились в районе небольшого храма «мемфисской триады» (богов Птаха, Сехмет и Нефертума), расположенном к северу от главного святилища. Раскопки выявили в слое мощностью около пяти метров 30 различных археологических фаз, включая самую раннюю, ниже которой следов человеческого присутствия нет. Строение подстилающего горизонта, который отличается общим уклоном к северо-западу, было изучено с помощью бурения.

Читайте так же:
Фактурная краска под кирпич

Раскопки в районе храма Птаха, Сехмет и Нефертума

Guillaume Charloux et al. / Antiquity, 2021

Ученые построили стратиграфический разрез, демонстрирующий распределение слоев субстрата рядом с храмом Птаха на глубину до 10 метров. Самый нижний слой образован отложениями речного песка, которые перекрывает намывной вал, сформировавшийся из илистых наносов при разливах Нила. В этом илистом слое археологи нашли первое свидетельство человеческого присутствия — остатки очага, датируемые по радиоуглероду и типологии керамики временем между 2274 и 1977 годами до нашей эры (вероятнее всего — серединой XXII века до нашей эры, то есть эпохой Первого переходного периода, предшествовавшей становлению Среднего царства). На следующем уровне в ветровых песчаных наносах были найдены осколки чаш, датируемые поздним периодом Древнего царства (приблизительно XXIII век до нашей эры). Они происходят из открытого ранее местонахождения в юго-восточной части комплекса.

Остатки очага в илистом грунте

Guillaume Charloux et al. / Antiquity, 2021

Первое свидетельство постоянного пребывания людей в районе будущего храма Птаха — остатки строения из сырцового кирпича — относится ко второй половине ΧΧΙ — первой половине ΧΧ века до нашей эры, то есть ко времени, когда фараоны поздней XI и ранней XII династий уже распространяли свою власть на объединенный Египет. Ученые выделили в истории этой постройки семь последовательных архитектурных фаз общей продолжительностью около 100 лет и предположили, что сооружение было одним из древнейших храмов Карнака. Для того чтобы приступить к его возведению на невысоком острове, строители должны были иметь основания если не для уверенности, то хотя бы для надежды на то, что ежегодный разлив Нила не уничтожит их творение. Следовательно, берег реки к этому времени отступил.

Стратиграфический разрез, построенный по итогам раскопок и бурения в районе храма Птаха

Guillaume Charloux et al. / Antiquity, 2021

Объединив результаты своих раскопок с данными предыдущих исследований, Шарлу и его коллеги реконструировали историю изменений ландшафта в Карнаке и освоения его людьми в конце III тысячелетия до нашей эры. Естественный холм в юго-восточной части комплекса, по-видимому, представлял собой остров, тянувшийся по оси юго-запад — северо-восток. В середине XXIII века до нашей эры здесь могло появиться поселение, и его развитию благоприятствовало постепенное отступление реки. Спустя столетие от воды уже освободилась значительная территория. Она включала участок, на котором позднее выросли храм Птаха и главный храм Амона-Ра (за исключением западной части, где в XIII веке до нашей эры, при Сети I и Рамсесе II, был построен Большой гипостильный зал). К этому времени восходит появление первого очага в районе храма Птаха.

Развитие территории, прилегающей к храму Птаха: уровень 1a ― следы очага; уровень 1b ― песчаные отложения без следов присутствия людей; уровень 2 ― остатки постройки из сырцового кирпича

Сырцовый кирпич средней азии


ИСТОРИЯ КИРПИЧА:


ОТ ПОТОПА ДО ИВАНА ГРОЗНОГО

Никто точно не знает, когда именно древнему человеку впервые пришло в голову обжечь кусок глины, из которой он строил жилище, и получить таким образом прообраз керамического кирпича. Вероятно, это могло произойти тогда же, когда люди научились делать первые сосуды из обожженной глины. В Библии о кирпиче упоминается как о строительном материале эпохи расселения человечества после потопа.

В русский язык слово «кирпич» пришло из тюркских языков: так, по-казахски «қыр» — это «грань», а «пеш» — «печь». Кстати, на немецком «кирпич» — это «цигель» (сравните с ним обрусевшее «тигель» — печь). А то самое всем знакомое «цигель-цигель ай лю-лю», как предполагают некоторые историки кино, могло прийти в сценарий «Бриллиантовой руки» из обрывков одесского жаргонного идиша, где оно превратилось в междометие со смыслом «пошевеливайся» (идиш очень близок к немецкому).

Первые сохранившиеся образцы применения кирпича восходят к древнему Египту и Месопотамии. Египтяне, впрочем, предпочитали сырец и научились обжигать его, как считают историки, в эпоху римского владычества. А вот в Месопотамии обожженный кирпич начали широко применять в эпоху Урука или Джемдет-Насра (3100-2900 гг. до Р. Х.).

На протяжении веков и тысячелетий форма кирпича различным образом варьировалась. Так, в Англии привычный нам прямоугольный обожженный кирпич впервые появился только в XVI веке. В Германии материал дал название архитектурному стилю — кирпичной готике, царившей в стране с XII по XVI века. Образцы ее можно увидеть сейчас, не выезжая за пределы России — в Калининграде, бывшем Кенигсберге, где сохранились средневековые немецкие кирхи. Заокеанские строители бережно перенесли европейскую традицию на новую почву: в вашингтонском Национальном музее строительства имеется 1800 различных кирпичей, произведённых в США в конце XIX — начале XX века.

Читайте так же:
Расчет кирпича для печи шведка

На востоке и в Азии кирпич шел своим особым путем, развивая орнаментальность, свойственную всей исламской культуре. И до сих пор восточный почерк в использовании кирпича нельзя спутать ни с чем.

На Руси в средние века использовали свой особый вид кирпича — тонкие обожженные пластины, которые назывались «плинфой». Однажды, рассказывают летописи, такая плинфа свалилась прямо на Ивана Грозного, когда он любовался еще не достроенным Софийским собором в Вологде. Археологи могут определить время и место производства русского кирпича по клеймам — к примеру, на московских раскопках. В столице Руси из стандартного кирпича стали строить с конца XV века. Как сообщают рукописные источники, в эпоху Ивана III итальянские мастера устроили за Андрониковым монастырем печь, «в чём ожигать кирпич и как делать, нашего Русского кирпича уже да продолговатее и твёрже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножём невозможно расколупить».

Семь святых мест Башкирии для паломничества

Портал ProUfu.ru решил вспомнить священные места в нашей республике.

Семь святых мест Башкирии для паломничества

Сегодня мусульмане мира празднуют один из самых великих праздников – Ураза-байрам (Праздник разговения). Он отмечается в первые три дня месяца Шавваль в честь окончания поста в месяц Рамазан. В связи с этим праздником мы решили вспомнить священные места в нашей республике.

Мавзолей хаджи Хусейн-бека – первого имама башкир

Хаджа Хусейн-бек считается первым имамом (духовным главой мусульман) на территории современного Башкортостана. Он был отправлен из Туркестана для проповедования ислама.

В башкирских землях он стал духовным судьей и носил титул кади. После определенных успехов в распространении ислама Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом башкир.

Он умер в 1341 (1342) году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы Чишминского района Башкирии.

Когда в 1393 – 1394 годах среднеазиатский завоеватель Тамерлан вступил на территорию Урала и наткнулся на могилу Хусейн-бека, он повелел построить вокруг него гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана на 12 волах. На ней было написано: «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн – беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека, умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди), имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее. Гробница представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом.

К XVIII веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены девять захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных – мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.

Среди местных ходит легенда, будто бы однажды над мавзолеем появился столп света. Раньше рядом с мавзолеем находился колодец, который тоже почитался как святой.

Мавзолей Хусейн-бека

Гора Ауштау и родник Аулия

Гора Ауштау и родник Аулия находятся на территории села Старобайрамгулово Учалинского района Башкирии, в 15 км от границы с Челябинской областью.

Согласно преданию, здесь местными жителями был убит аулия (святой) Рамазан. Ему отрубили голову, но он взял ее в руки и поднялся на вершину горы Ауштау. Затем над его телом запорхали ангелы. После смерти Рамазана на горе забил источник, прозванный родником Аулия, возле которого и захоронено тело святого.

Местные жители верят, что вода из родника имеет чудодейственную силу.

Вид с горы Ауштау

Мужавир хазрат, предсказавший войну с фашистами

Мужавир хазрат Сиражетдинов (1876 – 1967) был известен на весь СССР как народный целитель, лекарь и провидец, который лечил всех, несмотря на вероисповедание, национальность и пол. Он до встречи с человеком уже мог угадать, чем тот болен.

Читайте так же:
Xiaomi mi4 устройство usb не опознано кирпич

Мужавир хазрат имел дар предсказывания. За предсказание будущей войны с фашисткой Германией в 1939 году святой попал в застенки НКВД. Его приговорили к десяти годам тюрьмы. После проведенных в тюрьме шести лет, в 1945 году администрация тюрьмы выхлопотала Мужавир хазрату досрочное освобождение за исцеление тюремного начальства, их родственников и своих же сторожей.

Мужавир хазрат никогда не разрешал себя фотографировать. Хотя однажды этот запрет нарушил его сын, тайком сфотографировавший отца. Единственную фотографию разместили на обложке книги, посвященной ему.

Хазрат ушел из жизни в 1967 году. Он похоронен на кладбище возле родной деревни Бахтигареево (Баймакский район). По сей день на его могилу не иссякает поток паломников, считается, что даже земля с его могилы имеет целебную силу.

Могила Мужавир хазрата

Целитель Гатаулла ишан

Не один Мужавир хазрат был известен своим даром исцеления. Гатаулла Алибаев, известный религиозный деятель, ишан (духовный лидер в суфизме), живший во второй половине XIX века – в начале ХХ века, так же был известен как искусный лекарь. Этот религиозный деятель много путешествовал по свету, совершил хадж в Мекку, изучал ислам в Стамбуле и Багдаде.

Его считали святым – он не только лечил больных, но и предсказывал будущее. Могила ишана находится возле деревни Валитово Хайбуллинского района Башкирии.

могила гатауллы ишана

Паломничество на могилу Гатауллы-ишана

Гора Нарыстау, исполняющая желания

Эта гора возле села Ильчигулово Миякинского района известна тем, что в ней похоронены сподвижники пророка Мухаммеда – сын и отец Зубаир бин Заит и Абдуррахман бин Зубаир.

С подножия горы стекает родник, вода которого имеет целебные свойства. Сюда приезжают не только со всей России, но и из Средней Азии и Казахстана. В мечети, которая построена рядом с горой, можно помолиться.

Согласно преданию, если загадать желание и обойти вокруг захоронений семь раз, то оно обязательно исполнится.

Захоронение на горе Нарыстау

Мавзолей Турахана, потомка Чингисхана

Мавзолей Турахана находится неподалеку от мавзолея Хусейн-бека. Он построен в XIV веке (по другим данным, XII веке).

Согласно легенде, Турахан был потомком Чингисхана, кочевал в районе Тобольска, а потом из-за распрей с родственниками оказался на башкирских землях. Большинство ученых предполагает, что в этом здании пытали, судили и казнили преступников. Сейчас мавзолей огорожен решеткой, на входе в него висит замок.

Находится в 12 км на юго-запад от поселка Чишмы, рядом с дорогой, ведущей в деревню Нижние Термы.

Мавзолей Турахана

Мудрая Бэндэбикэ, выступающая за мир

По башкирской легенде, Бэндэбикэ – женщина, прославившаяся своей мудростью. Она выступала за прекращение междоусобиц между башкирскими племенами. По той же легенде, Бэндэбикэ способствовала установлению долгосрочного мира между башкирами и казахами. Ее муж был известным воином и сэсэном (поэтом-импровизатором) Ерэнсой. Башкирский фольклор сохранил огромное количество легенд, преданий и анекдотов, связанных с этой семьей. Бэндэбикэ имела дар ясновидящей и предсказала поражение войска мужа от казахов и свою смерть.

Ее усыпальница находится на территории Кугарчинского района, на окраине села Максютово. Особенности кладки из кирпича-сырца и слабо обожженного кирпича, а также особый кирпичный орнамент внешних стен позволяют отнести время сооружения мавзолея к XIV веку. Старейшины этого села во все времена берегли святыню, охраняли ее как могли, передавали молодым историю славной семьи. Так она и дошла до наших дней.

Архитектура Месопотамии

архитектура месопотамии Более пяти тысяч лет назад в долине между реками Тигром и Евфратом проживали две отдельные народности — на юге у Персидского залива жили шумеры, а в северной части — аккады.

Благодаря современным исследованиям ученые выяснили, что шумеры появились в этом районе первыми. Именно их принято считать создателями культуры и искусства Месопотамии.

В дальнейшем шумерские территории были завоеваны аккадами, но культурные традиции и архитектура шумеров оказали влияние на развитие культур многих последующих народов.

До середины III тысячелетия до нашей эры вся территория Месопотамии была разделена на несколько городов, каждый из которых являлся отдельным государством. Эти города яростно соперничали и часто враждовали между собой, но около 2500 года до нашей эры происходит их объединение в единое государство.

Во II тысячелетии до нашей эры формируется Вавилонская империя, достигшая своего наивысшего развития в XVIII веке до нашей эры. Позже происходит постепенное уменьшение величия империи, и в конце — концов государство распадается.

В I тысячелетии до нашей эры Месопотамию захватили ассирийцы, которые в VIII — VII веках до нашей эры основали новую империю, столицей которой стал город Ниневия.

Читайте так же:
Размер кирпич строительный м 125

В 612 году до н. э. государство ассирийцев погибает, но спустя полвека возникает империя Нового Вавилона, и забытый древний город снова становится главным общественным и культурным центром страны.

Однако существование империи тоже не было слишком длительным, потому что в V столетии данная территория была захвачена персидским войском, города разрушены и разграблены, а многие ценные произведения искусства попросту уничтожены.

Барельефы Месопотамии

Барельефы Месопотамии

Однако несмотря на сложные условия жизни этой области, месопотамская культура оставила значительный след в истории человечества. Немногие сохранившиеся фрагменты зданий, а также реконструкция построек того периода дают возможность оценить высокий уровень развития архитектуры и мастерства строителей.

Строительные материалы

Для возведения всех видов зданий строители Месопотамии использовали кирпич — сырец, который мастерски укладывали в прочные стены, достигавшие в толщины нескольких метров.

Внешняя сторона стен имела форму выступов, а верхняя часть оформлялась зубчатыми элементами. Иногда внешнюю поверхность стен отделывали глазурованными кирпичами, выкладывая из них сложные геометрические орнаменты или масштабные фигуры фантастических животных.

Фантастические животные, выложенные из глазурованного кирпича

Фантастические животные, выложенные из глазурованного кирпича

В постройках месопотамской культуры использовались три вида кирпича :

  • Кирпич — сырец
  • Обожженный кирпич
  • Глазурованный кирпич

Самым крепким оказался глазурованный кирпич, который вначале обжигали в печи, а потом наносили слой цветной глазури, и еще раз запекали. Это давало возможность создавать прочные и красивые сооружения, украшенные выразительными декоративными элементами.

Барельефы Месопотамии

Барельефы Месопотамии

В Месопотамии на хватало привычных для жителей других районов строительных материалов — природного камня и древесины . Поэтому мастера изобрели собственный способ устройства перекрытий. Их делали из пальмовых стволов или в виде сводов из кирпича.

Сводчатые кирпичные перекрытия были очень популярными, особенно в VII веке до нашей эры. Ими отделывали даже внутреннее пространство жилых домов.

А вот столбы в месопотамской архитектуре не играли столь важной роли, как в Египте. Поэтому они выполняли только функцию опоры для сводов и не имели особой декоративной отделки.

Особенности архитектуры

Культовые постройки возводились в виде целых архитектурных комплексов, главным сооружением которых был зиккурат — высокое сооружение со множеством ступеней.

На вершине зиккурата размещался храм, который также зачастую выполнял роль обсерватории. Неподалеку от храмового комплекса мог располагаться и дворец правителя.

Месопотамский зиккурат ( город Ур)

Месопотамский зиккурат ( город Ур)

Географическое положение Месопотамии было крайне невыгодным в плане обороны, потому что государство находилось на открытой местности. Поэтому в целях защиты от завоевателей каждый населенный пункт должен был иметь оборонительные сооружения. И надо отдать должное месопотамским мастерам, потому что они умели строить технически сложные и хорошо укрепленные оборонительные стены.

В III тысячелетии до нашей эры начинается расцвет городов Ур и Урук, в в начале II тысячелетия до нашей эры столицей империи становится Вавилон.

Зиккурат Этеменнигуру в городе Уре

Зиккурат Этеменнигуру в городе Уре

Позже, в I тысячелетии до нашей эры, во времена владычества ассирийцев, наибольшего развития достигают города Ниневия и Ашшур. Эти города имели строго перпендикулярное расположение пересекающихся улиц. В центре города размещался дворец правителя. Как правило, он был хорошо защищен городской системой фортификационных сооружений.

Но самым большим городом периода расцвета месопотамской культуры, несомненно, был Вавилон. Город был окружен несколькими крепостными стенами, общая толщина которых достигала 25 метров.

Планировка города была полностью квадратной. По сути, Вавилон представлял собой квадрат со сторонами длиной по 2 километра. Улицы были расположены строгими прямоугольниками правильной формы.

Святилище бога Мардука, которое всем нам известно как Вавилонская башня, было поднято на высокую террасу, имевшую в основании также форму квадрата размером 250 х 250 метров. Таким образом, святилище Мардука также можно считать зиккуратом, который имеет семь ступеней постоянно уменьшающейся площади.

Храм и святилище бога Мардука

Храм и святилище бога Мардука

Жилые дома были прямоугольными в плане. В целом, для архитектуры Месопотамии была наиболее характерна геометрически правильная форма зданий. Дома более состоятельных горожан строили двухэтажными, делая при этом плоские перекрытия. В центре каждого дома помещался внутренний дворик, а сама постройка разделялась на жилую и хозяйственную части.

Технические сооружения

В Месопотамии было построено много технических и фортификационных сооружений. Строители прокладывали каналы, сооружали резервуары для воды и акведуки, строили мосты и крепостные стены.

К самым значительным техническим достижениям Месопотамии можно отнести так называемый » Канал королей», который достигал в длины 400 километров и соединял реки Тигр и Евфрат. А весь город Вавилон обеспечивался водой из акведука, который считался одним из чудес того времени.

Читайте так же:
Размер силикатного кирпича белого полуторный

К сожалению, до наших дней эти шедевры технических сооружений не дошли. От них остались только развалины, которые были найдены археологами во время раскопок. Фрагменты грандиозных построек того времени были скрыты в толще глинистых отложений.

В Месопотамии часто случались наводнения, поэтому многие сооружения строились на искусственных возвышенностях, которые представляли собой насыпные террасы или платформы, сложенные из кирпича. Примером может служить летний дворец Саргона в Хорсабаде, которые стоял на кирпичной платформе.

Дворец ассирийского царя Саргона в Хорсабаде

Дворец ассирийского царя Саргона в Хорсабаде

Архитектура Ниневии

Город Ниневия был окружен массивными стенами, которые в высоту достигали 33 метров и несколько метров в ширину. Наверху стены на равном расстоянии друг от друга были построены полторы тысячи хорошо укрепленных оборонительных башен.

Планировка города была квадратной, и по всему периметру он был окружен высокими и прочными стенами. На территорию города вели семь входных ворот. На примере Ниневии можно рассматривать типичные черты ассирийской архитектуры.

Самыми значительными сооружениями в городе были дворец и возвышающийся рядом с ним зиккурат, а также храмовый комплекс. Они размещались на искусственно сооруженной террасе, окруженной крепостными постройками. Это был отдельный, дополнительно укрепленный город в пределах территории Ниневии.

Для сооружения насыпной террасы понадобилось полтора миллионов кубических метров глины, из которой было сформировано основание для дворца площадью 100 тысяч квадратных метров.

На террасе, куда вели величественные лестницы в окружении наклонных плоских рамп, был расположен масштабный комплекс дворцовых сооружений. Всего во дворце насчитывалось около двухсот залов и отдельных комнат. В наши дни часть из них раскопана и восстановлена.

Длина некоторых залов дворца достигала почти 50 метров. При этом они были длинными, но очень узкими, шириной не более шести метров. Ширина залов зависела прежде всего от размера пролетов, а они редко превышали 6 метров.

В комнатах дворцов не было окон, и здание освещалось через дверные проемы и через специальные отверстия в сводах постройки.

Дворец тоже был прямоугольным в плане. По одну сторону главного здания дворца размещались залы для официальных приемов и торжественных событий. С другой стороны находились покои правителя и его гарема, а также хозяйственные постройки.

Интерьер месопотамских храмов и дворцов был богато украшен золотом и эмалями. Крыши дворцов были плоскими, и на них устраивались сады.

Реставрация и реконструкция архитектуры Месопотамии

В 70 — е годы XX века власти Ирака инициировали работы по реконструкции и реставрации многих вавилонских построек. Так, полностью были отстроены знаменитые ворота Иштар и восстановлено их декоративное оформление.

Ворота богини Иштар ( реконструкция)

Ворота богини Иштар ( реконструкция)

Также были реконструированы залы дворца в Хорсабаде.

Вход во дворец в Хорсабаде

Вход во дворец в Хорсабаде

Разрабатывался проект восстановления и обновления уникального зиккурата Этеменанки — Вавилонской башни на всю ее высоту, которая достигала 90 метров. Однако для изготовления несущих конструкций сооружения должны были использоваться более прочные современные материалы.

Вавилонская башня - зиккурат Этеменанки в Вавилоне

Вавилонская башня — зиккурат Этеменанки в Вавилоне

Архитектура Месопотамии : 2 комментария

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии.
Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному.
Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия.
Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector